А как выходили замуж барышни из высшего общества в XIX веке? В свете всегда соблюдалась масса условностей, все положено было делать по правилам хорошего тона в соответствии с нормами принятой в высшем обществе морали и этикета.
«Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни», составленный Юрьевым и Владимирским и изданный в Санкт-Петербурге в 1889 году, дает четкие указания относительно всех стадий создания новой ячейки общества, от выбора жениха и невесты, обручения и помолвки до подробного описания устройства свадебного торжества.
Честность, взаимное влечение друг к другу и достаточная доля благоразумия с той и другой стороны – вот основные условия для жениха и невесты при выборе друг друга. Что касается забот о материальном благосостоянии и прочих второстепенных вещах, то они не замедлят явиться там, где отец и мать стараются упрочить в будущем счастье своих детей…
Родители должны помнить, что юность всегда увлекается, что она слишком самоуверенна и самонадеянна и на все смотрит сквозь розовую призму. Кроме того, молодые люди сами часто ошибаются в настоящем значении своих чувств и нередко простую вспышку юного сердца принимают за настоящую любовь.
С другой стороны никогда не следует придавать слишком много значения одной только материальной стороне дела. Приносить в жертву Ваалу искреннее влечение двух юных сердец – это жестокость, недостойная родительского чувства…
Симпатия характеров состоит в сходстве или тождестве чувств и вкусов: одинаковые взгляды на вещи, одинаковые чувства, вкусы, наклонности и т.д.
Материальная обеспеченность и довольство представляют собой одно из важнейших условий для супружеского счастья, поэтому при заключении брака, прежде всего надо позаботиться о том, чтобы обеспечить себя верными средствами к существованию будущей семьи. Если родовое наследство для этого недостаточно, то следует увеличить свои доходы посредством какой-нибудь прибыльной профессии.
В браке, заключенном при таких условиях, муж найдет в жене нежную подругу и верного друга, который дает ему все, что только есть в жизни прекрасного и драгоценного, она составляет для него самое приятное общество, заботится обо всем, в чем только может он нуждаться, спешит снять с души его печаль и возвратить ему утраченное спокойствие; делит с ним все несчастья и горести, утешает его, всеми возможными средствами старается облегчить его страдания, в благополучии удваивает его радости, сочувственно разделяя их с ним; помогает ему своими благими и полезными советами, поддерживает порядок и экономию в его доме и т.д…
Такое супружество есть ничто иное, как ткань из цветов, среди которых только изредка встречается шиповник.
Но если брак имеет свои прекрасные стороны, то имеет также и дурные. Это бывает тогда, когда при заключении брака руководились слепой страстью, или странным капризом или корыстными видами.
Если до заключения брака будущие супруги не старались изучить характеры и вкусы друг друга, то брак не замедлит превратиться в тяжелую, невыносимую цепь, которая сделает жизнь соединенных ею существ печальной и несчастной…
Итак, от выбора мужей и жен зависит судьба супружества: если выбор хорош – союз становится совершенным; если выбор дурен, то союз не долго остается терпимым. Эта истина, подтверждаемая ежедневным опытом, достаточно доказывает, как важно для намеревающихся заключить брак, сделать осмотрительным выбор личности, с которой вступают в союз на всю жизнь.
Предложение и помолвка
Молодой человек, встретив в обществе девушку, которая ему понравилась и, задумав жениться на ней, прежде всего, должен, разумеется, познакомиться с ее родителями и с ней самой, если только ранее этого он не был знаком с ними. Затем он должен, как посредством личного наблюдения, так и через кого-нибудь из верных и надежных друзей узнать все то, что может дать ему верное понятие о характере и вкусах девушки, которую он намеревается избрать своей будущей супругой.
Через кого-нибудь из верных друзей он должен также узнать о том, как отнесутся к его предложению родители девушки и она сама. Справка эта далеко не лишняя, так как очень неприятно попасть в положение человека, которому отказали, т.е. предложение его не приняли…
Убедившись, что предложение его будет принято, молодой человек может представиться семье. Обыкновенно на этом визите молодая девушка не присутствует, так как во время этого визита принято вести переговоры о денежных делах. Если молодой человек обладает условиями, требуемыми родителями молодой девушки, то они приглашают его посетить их снова и назначают ему день этого посещения…
При втором визите молодого человека девушка находится в кругу своих родных; одета она просто, но со вкусом. Молодой человек одет по строгим правилам приличия, небрежность в костюме считается в этом случае совершенным неумением жить в приличном обществе.
Затем предложение делается отцом молодого человека, а за неимением его, матерью или близкими родственниками, или же, наконец, его другом.
Когда предложение принято и обе стороны вполне уговорились и согласились между собою, обязавшись одна перед другой словом, т.е. помолвились, то это значит, что помолвка уже состоялась, и жених и невеста с этих пор считаются помолвленными между собою, но название жениха и невесты окончательно упрочивается за ними лишь со дня обручения.
Визиты свои в дом родителей невесты с этого времени молодой человек делает все чаще и чаще и, наконец, начинает посещать дом невесты запросто, соблюдая однако полное приличие как в костюме своем, так и во всех отношениях своих к невесте.
Невеста со своей стороны также не должна являться перед женихом иначе, как прилично одетой…
В своих разговорах с невестой жених не должен позволять себе ни малейшей фамильярности. Они могут вести между собою разговоры о будущем их хозяйстве, о личных вкусах, о выборе квартиры, мебели и т.п.
Если какие-либо чрезвычайные обстоятельства вынудили жениха взять свое предложение обратно, т.е. отказаться от звания жениха, то он обязан сделать это сколь возможно деликатнее и употребить все старания, чтобы пощадить имя невесты и ее самолюбие.
С общего согласия сторон назначается день обручения. День этот считается семейным праздником. Приглашаются родные и близкие знакомые. Священник читает молитвы, благословляет жениха и невесту и надевает им обручальные кольца. Родители в свою очередь благословляют обрученных, и здесь жених и невеста впервые обмениваются поцелуем.
Заказать золотых дел мастеру обручальные кольца – обязанность жениха.
Форма обручальных колец всем известна. Они обыкновенно делаются из червонного золота 92-ой пробы. На внутренней стороны обоих колец вырезается год, месяц и день обручения, кроме того, на той же внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты – начальные буквы имени и фамилии жениха.
Когда в день обручения священник, а затем и родители благословят жениха и невесту, и они обменяются кольцами, то с этой минуты молодые люди уже формально считаются женихом и невестой, с чем все присутствующие на обручении, родные и знакомые, тут же и поздравляют их, причем пьют за их здоровье вино или шампанское.
С момента обручения жених и невеста начинают носить и обручальные кольца.
Речь пойдет о том, какие подарки было принято дарить невесте и жениху, об устройстве девичника, о требовании к оформлению свадебных приглашений, а также о свадебных чинах. Вы узнаете о том, какие обязанности должны были выполнять на русской свадьбе посаженный отец, посаженная мать и шафер.
Жених не только имеет право, но даже в силу везде принятого обычая, должен дарить невесте различные подарки, начиная с букетов и коробок или бонбоньерок с конфетами, и кончая свадебной корзинкой. Подарки, которые жених делает невесте накануне свадьбы, называются «свадебной корзинкой», они состоят из различных принадлежностей туалета, золотых вещей, драгоценных камней и т.д.
В настоящее время вместо классической «свадебной корзинки» принято дарить невесте изящный рабочий столик или шкатулку из дорогого материала и замечательной работы. В ящик этого столика, запираемый изящным ключиком, или если дарят шкатулку, то в шкатулку кладут кошелек с золотыми монетами, предназначенными на покупку золотых вещей. Само собой разумеется, что невеста может употребить эти деньги по своему усмотрению, на что и как ей заблагорассудится.
Кроме подарков невесте, жених должен также сделать по подарку родителям, братьям и сестрам невесты.
Невеста со своей стороны тоже делает жениху подарок: какую-нибудь золотую вещицу, носимую мужчинами. Родители невесты тоже делают жениху какой-нибудь ценный подарок.
Свадьбе предшествует справляемый накануне ее «девичник» или иначе называемый «девичий вечер», который обозначает собою обряд прощания невесты с подругами ее девичьей жизни.
В наше время, которое вообще мало придерживается обычаев родной старины, «девичник» во многих так называемых «приличных домах» или вовсе не справляется, или ограничивается простым собранием у невесты в вечер накануне свадьбы ее подруг, которые и проводят с ней время в разговорах или танцах… Собравшиеся на девичник подруги невесты поют песни, заплетают ей косу и т.п.
Время венчального обряда у нас принято по большей части назначать вечером от 7 до 9 часов. Но если после свадьбы предполагается свадебный обед, то венчание назначается ранее, от 12 до 4 или до 5 пополудни.
Приглашения на свадьбу рассылаются обыкновенно всем родственникам и знакомым не позже, как за несколько дней до свадьбы. Приглашения эти печатаются или литографируются на изящной бумаге золотым шрифтом. Можно, разумеется, печатать и просто черными буквами, но это не будет соответствовать самому торжеству, на которое приглашают. Цвет бумаги, разумеется, зависит тоже от вкуса, но лучше всего, если пригласительные свадебные билеты или письма печатаются или литографируются на белой, нежно-розовой или нежно-зеленой бумаге, окаймленной по краям золотой полоской. Эти пригласительные письма посылаются обыкновенно в закрытых конвертах.
Если приглашение посылается человеку женатому или вообще семейному, то на конверте, после адреса внизу, приписывают: «с супругой» или «с семейством».
Пишутся эти приглашения обыкновенно от имени родителей невесты, если свадьба справляется в их доме, или от имени родителей жениха, если свадьба справляется у них, и излагают в следующей, примерной форме: «Такой-то и такая-то (имя, отчество и фамилия отца и матери) покорнейше просят пожаловать на бракосочетание дочери их (или сына, причем пишется имя и отчество) с таким-то (имя, отчество и фамилия) такого-то числа в 8 часов вечера, в такую-то церковь, а оттуда в квартиру их (адрес), для поздравления
В старину у нас на Руси свадебные чины были следующие:
1) «Старший боярин» или «тысячник». Это был первый свадебный чин. Он выбирался непременно из женатых мужчин и должен был отлично знать все свадебные обычаи и порядки. Не менее важным считалось и то, чтобы «старший боярин» или «тысячник» был человек веселого нрава, краснобай и балагур, умеющий оживить и занять все общество. Он был главный распорядитель всей свадебной церемонии, и на нем лежали различные обязанности относительно молодых, как, например, «сторожение» их и т.п.
2) «Третьяк» был главным помощником «старшего боярина».
3) Дружка – второй свадебный чин. У греков дружкой называлось особенное лицо, бывшее главным распорядителем на свадьбе. У римлян дружками назывались три мальчика, от живых родителей. Роль этих мальчиков на свадьбе состояла в том, что они провожали новобрачную в дом ее мужа: один дружка шел впереди с факелом, а два шли по обе стороны невесты и поддерживали ее под руки. У нас на старинных свадьбах было двое дружек, один у жениха и один у невесты. Они сопровождали жениха и невесту в церковь и обратно домой, участвовали во всех свадебных церемониях, отводили молодых в сенник, наделяли гостей подарками и т.д. Со временем число дружек на свадьбах увеличилось, и их начали выбирать по нескольку, как для жениха, так и для невесты…
4) Шафер. Это название заимствовано нами от немцев, и по той роли, которую исполняет шафер на теперешних свадьбах, он соответствует прежнему «старшему боярину», или тому, что и теперь в простонародии называется «старшим дружкой». Впрочем, название «шафер» теперь употребляется во многих губерниях и у простонародия, а дружка, который ему помогает, называется «подшаферник».
5) Посаженный отец и посаженная мать в старину, как и теперь, заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей, поэтому новобрачные называются «детьми» посаженного отца и посаженной матери.
Посаженный отец и посаженная мать
В наше время на свадьбах у людей высшего и среднего круга изо всех только что описанных «свадебных чинов» сохранились только посаженный отец, посаженная мать и шафер.
Посаженный отец должен быть непременно женат, точно также и посаженная мать должна быть непременно замужняя женщина. Особы, приглашенные посаженным отцом и посаженной матерью жениха или невесты, благословляют нареченного сына или дочь перед отправлением в церковь.
На долю посаженной матери выпадает заготовление солонки и хлеба. Посаженный отец обязан доставить образ, которым благословляют молодых.
В некоторых местностях на обязанности посаженной матери невесты лежит покупка куска шелковой материи под ноги венчающихся; в других же местах приобретение подножки возлагается на жениха… Скажем здесь мимоходом, что относительно этой подножки в народе нашем издавна укоренилась довольно нелепая примета, в которую нередко верят даже некоторые лица, причисляющие себя к образованному обществу. Примета эта состоит в том, что будто бы тот из новобрачных, который первый вступит на подножку, всегда будет одерживать верх в супружеской жизни.
Посаженный отец и посаженная мать могут, конечно, присутствовать во время совершения обряда венчания в церкви, но в конце обряда они должны поспешить на дом, где справляется свадьба, чтобы там успеть встретить молодых с образами и с хлебом-солью…
У православных также считается подходящим делом давать обед у посаженного отца или матери в один из первых дней после свадьбы.
Шафер должен быть непременно холостой. Число шаферов на свадьбе не ограничено, их может быть по нескольку как у жениха, так и у невесты.
Главная обязанность шаферов – держать во время венчания венцы над головами жениха и невесты. Так как очень трудно продержать венец с поднятой вверх рукою в продолжение целого обряда венчания, то шафера обыкновенно во время исполнения этой обязанности чередуются между собой.
Первым шафером выбирается обыкновенно или брат жениха, или самый близкий друг его. Шаферу принадлежит управление всем свадебным церемониалом: он встречает гостей, напоминает кому следует о внимании, которое должно оказываться новобрачной. Все это шафер должен стараться делать с величайшей деликатностью. В то же время шафер обязан принять на себя все требования, служащие к удовлетворению правилам этикета относительно всех присутствующих на свадьбе гостей: он предупреждает все их желания, усаживает дам в кареты и коляски, окружает их вниманием и предупредительностью, побуждает к этому же прочих присутствующих кавалеров и т.п.
Перед отправлением невесты в церковь, к венцу, шафер должен известить ее о прибытии в церковь жениха, и при этом вручает ей от его имени букет, который для невесты-девицы должен быть из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы – из белых роз и ландышей. При выходе из церкви шаферу есть также дело: он наблюдает за тем, чтобы кареты отправлялись в должном порядке…
Следует упомянуть еще об одной особе, присутствие которой на каждой свадьбе необходимо. Это именно тот мальчик, который, держа перед собою образ, идет впереди невесты, когда она входит в церковь. Мальчик этот должен быть в возрасте примерно от 5 до 8 лет. Принято, чтобы невеста после свадьбы подарила ему или на рубашку, или вообще какую-нибудь вещь, сообразную, разумеется, с его возрастом.
Что касается подруг невесты, то они обыкновенно присутствуют при ее одевании к венцу. Одеты они должны быть в белые легкие платья. Доставить им букеты лежит на обязанности шаферов.
Шафера должны быть одеты с безукоризненной изящностью. Статские одевают фрачную пару, гражданские чины должны быть в мундире, военные – в парадной форме и при эполетах. В петлице фрака или мундира шафер должен иметь пришпиленным маленький букетик. Этот букетик должна дать ему та из подруг невесты, при которой он должен находиться в качестве шафера.
повествуется о том, как именно должна проходить свадьба: о нарядах невесты и жениха, о соблюдении свадебного церемониала и правилах приличий для присутствующих на столь значительном торжестве, о том, как должны рассаживаться гости на свадебном ужине и о многом другом.
В день свадьбы невеста должна быть одета в белом. Этот торжественнейший день для нее проходит в приготовлениях к венчальному обряду, но сама она почти не принимает в это участия, чтобы не утомиться и в момент венчания явиться в церковь со свежими силами. Во время одевания и убирания невесты к венцу, она ни во что не вмешивается, ни о чем не заботиться и ограничивается одной лишь чисто пассивной ролью. Одевают и убирают ее подруги и родственницы при помощи прислуги. Все окружающие заботятся о ней, услуживают ей и оказывают ей полное внимание и предупредительность. Она со своей стороны отвечает на все это со скромной любезностью и достоинством.
Платье невесты должно быть белое, у людей достаточных – из тяжелых модных шелковых материй, у менее достаточных – из кашемира, альпага или кисеи. Вуаль из тюля, и чем она длиннее и шире, тем красивее. Венок у девиц из померанцевых цветов и мирты, у вновь выходящих замуж вдов, которым не полагается вуаль, венок не должен быть из померанцевых цветов и мирты, но из белых лилий или ландышей.
Заготовление колец, свечей и розового гласе (тонкая шелковая блестящая ткань – прим. редакции) или атласа для подножки лежит на обязанности жениха…
Когда жених уже в церкви, шафер его отправляется уведомить об этом невесту и вручает ей от жениха букет…
Если у родителей невесты нет своей кареты и лошадей, то на обязанности жениха лежит нанять для невесты карету, причем принято, чтобы лошади были белые. Вместе с невестой в ее карету садятся ее родители, сестры или, если их у нее нет, то подруги ее. Тут же в карете невесты должен находиться и мальчик, которому поручают держать образ.
Что касается жениха, то само собой разумеется, и каждому известно, что костюм его должен быть в полном смысле парадный. Если жених статский, то он должен быть одет в черной фрачной паре с белым галстуком и в таких же перчатках. Если жених военный, то в полной парадной форме.
В церковь жених отправляется в карете, в которой вместе с ним едут его родители и шафер. Прибыв в церковь, жених ждет приезда невесты. Невеста входит в церковь в сопровождении своего родного или, если его нет, то посаженного отца. Жених, сделав несколько шагов к ней навстречу, берет ее за руку и ведет вперед.
Когда все уже собрались в церковь и все готово к началу обряда венчания, невеста становится по левую руку жениха впереди и, сняв перчатку с правой руки, что должен сделать также и жених, стоит там, пока священник не поставит ее и жениха на место.
Родственники и знакомые со стороны жениха становятся в церкви по правую сторону, а со стороны невесты – по левую.
После венчания и молебна молодые идут поклониться иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских Врат. Затем молодой подает руку жене, и они вместе принимают поздравления. Из церкви они вместе отправляются домой, где их встречают с образом и хлебом-солью родные или, если их нет, то посаженные отец и мать. Сейчас же подается шампанское, и все присутствующие пьют за здоровье молодых и поздравляют их. Затем подают чай, конфеты и фрукты. Когда гости разъезжаются, невеста дает шаферам и подругам бонбоньерки и веточки из своего венка.
Каждый из присутствующих на венчании должен держать себя серьезно, сосредоточенно и благопристойно. Дамы должны отличаться изящностью и благопристойностью нарядов…
Если после свадьбы дают бал, то все свадебные угощения, то есть ужин, вина и десерт, равно как и сам бал, устраиваются обыкновенно на счет родных молодой. Иногда бывает и наоборот, это зависит от уговора между обеими семьями.
За ужином новобрачные садятся vis a vis друг с другом. По правую руку молодой садиться отец ее мужа, по левую ее руку – ее собственный отец; по правую руку молодого – мать его супруги, а с левой ее стороны – его родная мать. Впрочем, порядок этот не везде одинаков. У иных принято, чтобы молодые садились за свадебным ужином рядом, причем по правую руку молодой садиться ее муж, а по левую ее руку – отец, по правую же руку молодого – ее мать.
Самые почетные гости рассаживаются поближе к новобрачным. Когда на свадьбу приглашается какое-либо высокопоставленное лицо, то, если это женщина, ее сажают возле молодого, а если это мужчина, то возле молодой.
Обычай требует в конце ужина провозгласить тост за новобрачных: за новобрачную провозглашает тост один из ее шаферов, а за молодого – один из его шаферов.
Во время бала танцы открывает молодая с самой почетной личностью из присутствующих тут мужчин. Первую кадриль молодые танцуют vis a vis друг с другом, а вторую кадриль они танцуют вместе.
В конце свадебного бала молодая незаметно для присутствующих удаляется с матерью и с одной или несколькими из своих ближайших родственниц. Присутствующие не должны подавать вида, что замечают ее удаление.
Приличие не допускает, чтобы вдова вступала во второй брак ранее истечения двух лет со дня кончины ее первого мужа, то есть ранее окончания срока траура по покойном муже. Для вдовца же срок этот определяется в один год или, во всяком случае, не менее как в шесть месяцев по кончине его жены. К этому следует еще добавить, что если вдова вопреки приличию все-таки вступает в новый брак ранее окончания траура по первом муже, то она в таком случае не должна приглашать на свою свадьбу никого из гостей. Она также не должна делать визиты, которые обыкновенно делаются после свадьбы, пока не кончится весь срок тяжелого траура.
Вдова должна выходить замуж без всякой помпы, свадьба же вдовца может быть сыграна с таким же блеском, как и свадьба молодого человека. Свадебный наряд вдовы должен быть простым и не бьющим в глаза. Однако черное платье под венцом считается неприличным.
Когда выходит замуж девица немолодых лет, свадьба ее должна быть самой скромной.
С визитами молодые ездят в первые пятнадцать дней после свадьбы. Само собой разумеется, что, делая эти визиты, молодые должны быть одеты вполне нарядно и изящно. Поздравительные билеты новобрачным посылаются после свадьбы всеми родными и знакомыми молодого и молодой.
В хорошем обществе почти совсем вышло из моды делать чересчур пышные свадьбы. Во всем, что касается свадебного церемониала, молодые должны подчиняться местным обычаям.
Если по какой-нибудь причине лицо, приглашенное на обряд венчания, не может явиться, то приличие требует, чтобы это лицо послало извинительное письмо той семье, со стороны которой получено приглашение. Точно также следует посылать письмо и в том случае, когда получивший приглашение по каким-либо обстоятельствам не может быть на венчании, но принимает приглашение на бал.
Выйти из церкви во время венчания без особой, вполне уважительной причины, как, например, болезнь, считается очень неприличным. Нужно непременно дождаться окончания обряда, чтобы поздравить новобрачных